Loading...

На сегодня в Павлограде действует 13 храмов

8 сентября 2010

На сегодня в Павлограде действует 13 храмов, главному из которых — трехпрестольному Собору Нерукотворного Спаса — в 2008 году исполнилось 110 лет. Этот древний храм в настоящее время является памятником архитектуры местного значения с охранным номером № 175. Его возведение и жизнь – это удивительная история. Она не менее интересна, чем весь исторический генезис самого Павлограда, предшествующей ему слободы Матвеевка и всего благочиннического округа.
Территория, которая ныне образует Павлоградский район, с XVI века входила в состав Запорожской Сечи, здесь располагались запорожские зимовники. Епископ Феодосий (Макаревский) в своем труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (Екатеринослав, 1880) отмечал, что «Павлоград при реках Волчьей и Самаре по многолюдству и промышленности, по развитию торговли, по богатству и довольству жителей – один из лучших уездных городов губернии».
Описывая населенные пункты Павлоградского района, автор отмечает, что здесь, в большинстве своем, люди жили «весьма состоятельные и зажиточные». Екатеринославский историк-епископ писал: «В восточной части Запорожья богатая и привольная, ровная и живописная местность нынешнего Павлограда давно уже во всей подробности известна была запорожскому товариществу. Тут лежал из Сечи Запорожской секретный казацкий шлях на Кальмиус и Нагальник, на славные степи Притайские и на дачи Терновские. По распоряжению Коша, около 1660 года здесь официально учреждена была Кошем от Самарчика, от Новоселицы, как бы первая главная станция с перевозом через Волчью для всех проезжающих и проходящих: сидевшие тут зимовником и хутором, в землянках и мазанках запорожцы обязаны были всех путешественников принимать и довольствовать путевым содержанием.
Около сторожевой и станционной линии всегда было множество частных зимовников и хуторов запорожского казачества. В мирное и спокойное время скотоводство, пчеловодство и рыболовство были здесь в цветущем состоянии. Рынки и базары Новоселицы обогащались ими достаточно».
В начале 1770 г. в этой местности поселился отставной запорожский войсковой старшина Матвей Хижняковский (по другим источникам – Матвей Хижняк), который основал здесь огромный зимовник с множеством землянок и мазанок.
Когда была учреждена Азовская губерния, ее первый губернатор генерал-майор Василий Алексеевич Чертков, обозревая вверенные ему территории, 6 (19) сентября 1775 года посетил зимовник Матвея Хижняковского. Он увидел, что это одна из лучших станционных линий на прямом пути по губернии, и назвал зимовник «государственной воинской слободою», дав ей имя Матвеевки, в честь ее основателя Матвея Хижняковского.
Азовский губернатор В.Чертков в благодарность за открытие новой губернии, хотел построить город Павловск в честь и в память наследника престола Павла Петровича. Губернатор нашел и место для строительства нового города при впадении реки Кальмиус в Азовское море, но по распоряжению Г.Потемкина эту местность заняли греки и основали здесь город Мариуполь. Тогда новый город решили устроить в слободе Павловка, и там же в 1781 году был заложен первый камень и освящено место под строительство «неподвижного» Петропавловского храма.
11 (24) июля 1784 г. было открыто Екатеринославское наместничество, и ее правитель Иван Максимович Синельников принял решение: «На сообщение Вашего Высокопреосвященства от 30-го октября уведомить честь имею, что в Екатеринославском наместничестве вновь устроены города Александрийск из шанца Усиковского, Донецк из села Подгорного, Павлоград из села Луганки, прежний же Павлоград остался селом Павловкою…»
Епископ Феодосий подчеркнул: «Так славная государственная воинская слобода Матвеевка, названная потом Луганкою, по случаю помещения в ней главной штаб-квартиры Луганского пикинерского полка, в половине 1784 года возведена на степень уездного города и наименована Павлоградом, каковое наименование и достоинство с честью и славою удерживает и доселе!»
В 1802 году была создана Екатеринославская губерния, и Павлоград стал уездным центром новой губернии. 2 (15) августа 1811 года был утвержден герб Павлограда: щит, разделенный на две части, на одной из которых изображена пасущаяся на поле лошадь, а на другой — серебряная нить реки, что свидетельствует о развитии здесь коневодства, обилии лугов и рек.
Население Павлоградского уезда, главным образом, занималось хлебопашеством и скотоводством. Обилие рек и озер способствовало развитию рыбоводства. В конечном счете, природные богатства и трудолюбие жителей позволяли многим не просто сводить концы с концами, а быть весьма зажиточными и довольно состоятельными.
В конце XIXвека Павлоград становится известным центром торговли и промышленности. Одновременно росла и сеть образования: к 1897 году в Павлограде действовали мужская и женская гимназии, семь частных школ и училищ, городское трехклассное училище, начальная и церковноприходская школы — всего 12 учебных заведений. В 1902 году открылся театр, еще одна гимназия и учительская семинария. Для небольшого городка — впечатляющие цифры.
В своей исторической летописи Павлоград хранит интересные факты. Например: в чине подполковника в городе командовал ликерным полком будущий герой Отечественной войны 1812 года фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Он внес весомый вклад в планирование и застройку села Луганское. Многогранному таланту этого человека город обязан наличием в Павлограде просторной площади в центральном микрорайоне. Очень удачно учтено своеобразие рельефа местности. Несмотря на извилистость речки Волчьей, на берегу которой стоит город, нигде не нарушена правильность геометрических прямоугольников жилых кварталов, образующихся пересечением широких и параллельных относительно друг друга улиц. Долгое время это был единственный в Европе город без переулков.
Нынешний главный храм второго кафедрального города Днепропетровской епархии вначале не был кафедрой Правящего Архиерея, как и не был первым построенным храмом Павлограда. Первые церкви тогдашней государственной военной слободы Матвеевки начали возводить по просьбе ее основателя и смотрителя отставного запорожского войскового старшины Матвея Хижняковского в 70-е гг. XVIII столетия.
Павлоград с самых первых дней становится духовным центром края. В 1777 году по ходатайству губернатора Василия Алексеевича Черткова в Александровской крепости была открыта особая протопопия – Павлоградская, учреждено самостоятельное Павлоградское духовное правление с протопопом Феодором Тисаревским. Сюда вошли приходы Волководского и Консководского уездов из слобод по рекам Волчьей и Конке, Успенская церковь в крепости Еникольской и Предтеченская — в Керченской.
В 1781 году духовное Правление из Александровской крепости перенесено в Павлоград. В 1784 году учреждено Екатеринославское наместничество с пятнадцатью уездами, в том числе и Павлоградским. А село Луганка, бывшая государственная воинская слобода Матвеевка, возведена в степень уездного города и наименована Павлоградом. В 1790 году духовное Правление из Павлограда было переведено в Самарский монастырь, а в 1793 году — в Новомосковск. В это время в городе и уезде было 22 церкви и 57 священнослужителей. 1798 год стал годом отделения Павлоградского духовного Правления от Новомосковского с учреждением в городе Павлограде.
В это же время в слободе Матвеевке по просьбе ее смотрителя началось строительство первых храмов. 26 января 1777 года на имя архиепископа Евгения (Булгариса) было подано прошение на разрешение возведения каменной церкви Покрова Божьей Матери. Решение было удовлетворено, но на первое время «во удовлетворение своих духовных нужд и религиозных потребностей» была открыта походная церковь во имя апостола и евангелиста Матфея. 10 марта 1778 года она была торжественно освящена Павловским протопопом Феодором Тисаревским. Немного позже, 21 августа 1782 года, по благословительной грамоте Преосвященного архиепископа Никифора (Феотоки) был освящен и ранее задуманный, но только деревянный, Свято-Покровский храм.
В середине XIX столетия в Павлограде возводятся первые каменные храмы. Очень интересна история строительства Свято-Покровского гарнизонного храма, старейшего из храмов на территории города. В середине XIX века он был основан гусарами Павлоградского полка, которые решили построить церковь в благодарность Богу за то, что Он сохранил их в боях. Каждый гусар пожертвовал на строительство храма по одному серебряному рублю. На эти деньги и был построен храм, в котором во время службы помещался весь полк.В это же время была построена кладбищенская часовня в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
В 1840-45 годы на пожертвования всех горожан на центральной площади города был построен трехпрестольный Свято-Вознесенский собор с каменной трехъярусной колокольней, который величественно возвышался над городом. Вплоть до его разрушения в 30-е годы XX века он являлся главным храмом города. Колокольный благовест с соборной колокольни был слышен за 30 километров.
В 1877 году на средства купца Галенко при городской тюрьме построен храм с престолом во имя святого апостола Андрея Первозванного. В 1890 году при мужской гимназии тщанием директора Сича на средства учащих, учащихся и некоторых граждан Павлограда построен деревянный Александро-Невский храм с колокольней. В 1896 году на средства жителей Павлограда построена однопрестольная каменная Успенская кладбищенская церковь. Таким образом, до строительства каменного трехпрестольного Спаса-Нерукотворного Образа храма в Павлограде уже насчитывалось шесть православных храмов.
В 1892 году в уездном центре закладывается еще один духовный центр — храм в честь Нерукотворного Образа, впоследствии ставший кафедральным собором. По свидетельствам старожилов города, закладку камня и освящение места под строительство совершил Кронштадский подвижник, «праведный пастырь истины» святой протоиерей Иоанн Сергиев.
Сама инициатива возведения очередного величественного храма в главном городе Павлоградского благочиния принадлежала Почетному гражданину Павлограда Якову Федоровичу Голубицкому, который являлся членом Земской думы. Он же был и основным благотворителем, вложившим огромные средства в строительство. Но, к большому сожалению, он так и не увидел освящение своего детища — Господь призвал его в Мир Горных Сияний в сентябре 1897 года. До открытия храма он не дожил всего полгода.
Храм построили и торжественно открыли в 1898 году. Собор был каменным и трехпрестольным: главный придел – в память Нерукотворного Образа Спасителя, правый – Благовещения Пресвятой Богородицы, левый – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. По свидетельствам старожилов, на месте, где сейчас стоит храм, было озеро. Подтверждение тому – специальное смотровое окно за уровнем подземных вод, которое находится в фундаменте центральной части храма. Архитектура данного храма местного значения, а декор выполнен в стиле эклектики.
К началу XX века при храме действовала библиотека, насчитывающая 307 книжных тома. Общее количество прихожан к тому времени составляло около двух тысяч человек — 921 мужского пола и 984 женского. В 1904 году при храме для детей были открыты школа грамоты, Городищенская церковно-приходская школа и Александровская церковно-приходская школа.
Первая мировая война и последующий за ней октябрьский переворот, гражданская война превратили жизнь каждого в сущее горе. Павлоград, как и другие города Украины, пожинал «плоды» революции, воин, коллективизации, раскулачивания, голодомора и сталинских репрессий. Красный террор не обошел стороной и Святую Церковь. Казалось, все силы зла были направлены на уничтожение православной веры, которая на протяжении многих веков хранила национально-культурную идентичность, менталитет и политический суверенитет славянского мира. Как же так могло случиться, что целая империя, имевшая глубокую православную веру, вдруг ослепла? Что руководило людьми, отвернувшимися от Христа, разрушившими не только рукотворные храмы, но и свои души?
За два вторых десятилетия XX века было уничтожено все, что возводилось кропотливыми трудами наших благочестивых предков — почти все храмы Павлограда были закрыты или разрушены. В городе остался только один действующий храм Спасо-Нерукотворного Образа, который после разрушения в 1936 году Вознесенского собора стал главным соборным храмом Павлоградского благочиния и единственным центром духовной жизни жителей пяти близлежащих районов: Павлоградского, Юрьевского, Межевского, Петропавловского и Синельниковского.
Во время Великой Отечественной войны при бомбардировке города в 1943 году здание собора незначительно пострадало. Также в это время трагически погиб и настоятель храма протоиерей Симон. Не пощадила величественный храм и «хрущевская оттепель». В 1960 году собор был окончательно закрыт и переоборудован в спортзал с достройкой здания спортивной школы с западной стороны. Строительству «мешали» захоронения основателя храма Якова Голубицкого и его супруги. Вопрос решили однобоко. Надгробия просто разрушили, а останки небрежно перехоронили на городском кладбище.
Так бы и предалось забвению имя приснопамятного создателя храма, если бы не бдительность одной жительницы Павлограда Марии Гавриловны Мацюк. Именно она стала единственной свидетельницей перезахоронения могил: она обозначила место нового захоронения, украсив их надгробиями и крестами, а потом постоянно ухаживала за ними. От своей свекрови она услышала следующую историю.
Простой человек, Яков Голубицкий, решил заняться торговлей. Испросив у Бога благословения, он дал обещание при успехе дела в благодарность Господу построить храм. Торговые дела Голубицкого пошли с большим успехом, и он стал не только богатым, но и уважаемым в городе человеком — его избирают членом земской управы. Помня свое обещание Богу, Яков Голубицкий выкупил в центре города болотистое место, осушил его и на этом месте построил храм в честь Спасо-Нерукотворного Образа. К сожалению, до первых колокольных звонов Голубицкий не дожил полгода. Похоронен он был у алтарной стены храма, позднее рядом была похоронена его супруга. Эту историю Мария Мацюк поведала духовенству при открытии храма. Священнослужители установили на могилах памятник Голубицким и в поминальные дни всегда совершают заупокойные богослужения, а на алтарной стене реставрировали памятную плиту. Память о строителе навечно осталась в названии собора — в народе его именуют «Церковью Голубицкого».
В независимой Украине началось возрождение утраченных святынь. Храм Спасо-Нерукотворного Образа был первым возвращен Церкви в 1991 году. Его настоятелем был назначен протоиерей Валентин Цешковский, нынешний секретарь Днепропетровского епархиального управления. Началась реставрация, которая была закончена в 1995 году. Вскоре после открытия храма, на Сретенье Господне, было совершено великое освящение храма и отслужена первая, после 30-летнего перерыва, Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней.
Духовенство и сотрудники собора, среди которых особо следует отметить протоиерея Тараса Потеруху († 2009), отреставрировали и установили иконостасы в южном и северном приделах храма, посвященных Благовещению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Чудотворцу. 13 июля 1996 года Днепропетровский Архипастырь освятил в них престолы. В том же году, в связи с решением Священного Синода УПЦ об утверждении в Днепропетровской области двух епархий архиепископ Ириней получил титул «Днепропетровский и Павлоградский», следовательно, собор получил статус кафедрального.
С 1991 года в Павлограде зародилась благочестивая традиция: в день храмового праздника Успения Божией Матери духовенство и верующие после окончания торжественного богослужения от Свято-Успенского храма (бывшего кладбищенского) идут крестным ходом по городу до Спасо-Нерукотворного Образа кафедрального собора, где по случаю престольного торжества начинается всенощное бдение. Во время шествия горожане и гости районного центра окропляются святой водой.
В 1994 году соборной общине было передано двухэтажное здание, расположенное в церковном дворе. В нем оборудовали помещение для крещения, а также разместили библиотеку, канцелярию, классы для занятий воскресной школы, которая была открыта в том же году, просфорную и трапезную. Все ремонтные работы осуществили своими силами. В 1999 году начали работу информационный и миссионерский отделы. В 2002 году была закончена роспись храма, а в начале 2003 года городские власти передали здание, находящееся недалеко от собора, которое в 2004 году было отремонтировано и переоборудовано, под учебное заведение для детей. Вскоре школа преобразилась в образовательно-просветительский центр, в который входит четырехлетняя воскресная школа во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Павлоградская Кирилло-Мефодиевская воскресная школа уже насчитывает шестнадцать лет своего существования и непрестанной работы по воспитанию молодого поколения. На сегодняшний день в ней занимаются около ста воспитанников. Символичным является название классов. Первый класс назван в честь мученицы Веры и символизирует собой твердую веру, то основание, на которой должны будут созидаться все остальные добродетели. Второй класс — в честь мученицы Надежды, название которого символически показывает укрепление молодого поколения в христианской жизни и надежду на жизнь со Христом. Класс для третьего года обучения будет носить название в честь мученицы Любви, которая является наибольшей и высочайшей добродетелью в жизни православного верующего, к которой мы все должны стремиться и, конечно, в этом духе воспитать молодое поколение. Последний, четвертый год учебы, будет находиться под особым покровом мученицы Софии, матери трех дочерей-мучениц, и это символизирует всю мудрость, которой поделились преподаватели с учениками и всю богословскую премудрость, которую впитали в себя воспитанники воскресной школы.
Многие выпускники павлоградской воскресной школы продолжили свое обучение в духовных учебных заведениях Украины и России, некоторые уже имеют священный сан и трудятся на пастырской ниве христианского просвещения в Днепропетровской епархии и других областях нашего Отечества.
В образовательном центре есть библиотека, насчитывающая более 5000 экземпляров книг, более 100 видеофильмов и аудиокассет с записями проповедей, житий святых для детей, церковных песнопений.
Миссионерская деятельность образовательного центра заключается не только в проведении православных бесед для взрослых с просмотром и обсуждением тематических видеофильмов, но и в чтении лекций православным психологом и в проведении тематических бесед со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами специальных и высших учебных заведений городов Павлограда и Днепропетровска. Серьезным по содержанию и большим по объему участком работы является в соборе деятельность пресс-службы, которой руководит Светлана Степановна Иванова. Это не только сотрудничество с городскими и районными структурами разных направлений и уровней, в том числе и СМИ, но и создание телевизионных передач на местных телестудиях, выпусков новостей на радио «Самара». Под духовной опекой отдела социального служения и благотворительности находятся восемь различных образовательных и медицинских учреждений.
Интересной и полезной находкой стала разработка, выпуск и размещение православной рекламы (стикеров) в городских автобусах и маршрутных такси. С августа 2005 года ежемесячно издается информационная газета «Вестник Павлоградского благочиния». К церковным праздникам и знаменательным датам выпускаются плакаты и календари.
В кафедральном соборе хранятся частицы мощей святых угодников Божьих и копия чудотворной «Почаевской» иконы Божией Матери. Обустроен уголок памяти, где находится «Книга Памяти» с именами погибших шахтеров, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, воинов-интернационалистов, а также «Книга Памяти» погибших в Великой Отечественной войне.
В 2010 году в главном храме Павлограда создали Книгу памяти жертв «пологовского маньяка». Отныне во все поминальные дни года будут чтить память невинных жертв «пологовского маньяка». Во время заупокойного богослужения их имена будут зачитывать из Книги памяти, которая была издана с благословения митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея усилиями соборной общины и по инициативе родственников убитых Ткачом людей. Напомним, четверть века этот нелюдь убивал девочек и молодых женщин на территории Днепропетровской, а затем и Запорожской областей.
Напомним читателю, что Сергей Ткач, известный как «пологовский маньяк», насиловал и убивал девочек в течение 25 лет. Большинству его жертв было от 6 до 18 лет. Его обвиняют в 80 эпизодах изнасилований и убийств, а в суде сам Ткач заявлял, что его жертвами стали, по меньшей мере, 100 человек. Это почти вдвое больше, чем убил Чикатило! За преступления «пологовского маньяка» были осуждены 9 невиновных людей…. Павлоградский регион пострадал от рук серийного убийцы больше других. Долгое время Ткач жил в селе Вербки Павлоградского района и регулярно охотился на девочек в райцентре и близлежащих населенных пунктах. Долгие годы город жил в постоянном страхе. Родители боялись выпускать своих детей на улицу даже днем. Задержали Ткача в 2005 году в Пологах (Запорожская область) – отсюда и «пологовский маньяк». В прошлом году суд вынес ему самый суровый приговор, предусмотренный законом Украины – пожизненное лишение свободы.
Книгу готовили полгода. С предложением о собрании имен для увековечения памяти выступила мама одной из убитых девочек Людмила Светличная. Однажды в Павлоградском соборе она увидела книгу памяти погибших шахтеров и чернобыльцев и решила, что и об их родительском горе тоже должны многие услышать. Идею поддержал настоятель собора, благочинный Павлоградского округа и секретарь Днепропетровской епархии протоиерей Валентин Цешковский.
По его словам, сложнее всего было достать полный список жертв Ткача. На помощь пришла редакция одной из российских детективных телепрограмм и областное управление милиции. С их помощью были найдены телефоны родственников погибших детей, и с согласия последних имя каждого безвинноубиенного ребенка было внесено в Книгу памяти. Правда, одна из мам отказалась, сославшись на то, что тело ее дочери нашли через три года после исчезновения. И ей никто так и не доказал, что найденные останки принадлежат ее ребенку. Дочь она не хоронила и даже не получила свидетельства о ее смерти, поэтому молится о ней, как о живой…
В Книге памяти — тридцать имен девочек и женщин из Павлограда, Днепропетровска, Синельниково, Пологов. Это только те, кого уже официально признали жертвами «пологовского маньяка». Печатали издание на средства собора Нерукотворного Спаса. Переплет 30х30 см выполнен в красном цвете, а на обложке золотом выгравированы купола собора. По желанию родителей, на каждом развороте с правой стороны написаны имена с фамилиями и года жизни поминаемых, а слева – помещены иконы Божией Матери. Родители погибших детей верят, что именно Пречистая Богородица бережно взяла их под Свой особый покров.
Эпиграфом к Книге памяти взяты слова мамы погибшей девочки Людмилы Светличной: «Пожить не успели, Любить не успели. Не стали невестами, женами, мамами… Вечная вам память! Навечно вы с нами!».
Книгу Памяти детей, умерших насильственной смертью от рук «пологовского маньяка», в соборе представили за неделю до Пасхи – в Лазареву субботу. В этот день родители детей, погибших от рук самого кровожадного серийного убийцы, приехали в Спасо-Нерукотворного Образа Кафедральный собор Павлограда ради памяти своих дочерей. На поминальном богослужении и презентации книги присутствовали родственники почти всех павлоградских жертв маньяка. Из Запорожской области изъявили желание приехать лишь две семьи. Большинство из собравшихся – матери убитых девочек. Глаза этих женщин словно выцвели от слез, в них навсегда поселились боль и отчаяние.
Перед панихидой протоиерей Валентин Цешковский, возглавивший молитвенное поминовение, сказал: «Не справедливо будет, если общество забудет этих мучениц, умерших насильственной смертью. Они уходили от мамы, желая вернуться к ней. Но это исчадие ада, лишившее их жизни, маньяк, которого и человеком назвать нельзя, выслеживал и умертвлял их. И какие еще муки перенесли эти несчастные перед тем, как умереть! Что они видели в этой жизни? Ничего! Кого обидели? Никого! Давайте вознесем трепетные молитвы за этих ангелочков, которые украшали наш город. Они, безвинные, уже возле Бога, молятся за нас. Пусть Лазарева суббота станет у нас днем поминовения детей, погибших насильственной смертью. В наших молитвах они воскреснут для радости, как мученицы».
Теперь день Лазаревой субботы – день малого воскресения – в соборе объявлен днем всеобщей памяти и поминовения жертв насилия. Ежегодно под соборными сводами церкви Голубицкого будут собираться родственники погибших, а священнослужители будут совершать заупокойное богослужение о невинно убиенных.
Печальная Книга с именами погибших девочек хранится в уголке памяти собора Нерукотворного Спаса, рядом с другими книгами памяти — погибших шахтеров, воинов-афганцев, жертв Чернобыльской катастрофы.
Всего в книге 40 страниц, некоторые оставили пустыми, поскольку сотрудники правоохранительных органов считают, что 30 человек — это далеко не все жертвы нелюдя, который много лет зверствовал в регионе. Создатели книги также убеждены — Книга Памяти еще будет пополняться. Но о них уже вспомнили — им посвящены последние строки в книге: «Господи, Ты знаешь, о ком я молюсь!».
Со времени своего возрождения собор принимал все великие святыни, посещавшие Днепропетровскую епархию. Не менее трех раз в году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершает в соборе архиерейские службы. В праздничные дни в соборе собирается на богослужения до 15 000 человек.
18 сентября 2009 года второй кафедральный город Днепропетровской епархии — районный центр Павлоград торжественно праздновал 225-летие. По случаю знаменательного юбилея мэрия и общественность города с целью определить наиболее значимые духовно-исторические и социально-культурные объекты, а также приобщить жителей города к творческой инициативе по сохранению и развитию культурного наследия Павлограда был проведен культурно-исторический конкурс «Семь жемчужин Павлограда».
Он был начат 7 июля. На рассмотрение жюри все желающие подавали проекты-описания исторических, религиозных, природных и архитектурных объектов, выдающихся личностей, предметов профессионального и декоративно прикладного народного искусства, событий, изобретений и произведений выдающихся земляков, которые принесли всемирную и всеукраинскую славу городу.
Духовенство Павлоградского благочиния Днепропетровской епархии во главе с секретарем епархиального управления протоиереем Валентином Цешковским, который также является и благочинным Павлоградского округа, для участия в номинации конкурса «Духовно-культовая жемчужина», в которой репрезентованы духовные достопримечательности, предоставили два храма. Это трехпрестольный Кафедральный Собор Нерукотворного Спаса, являющийся памятником архитектуры местного значения с охранным номером № 175 (построен в 1898 году) и Свято-Успенский храм — охранный номер № 177 (построен в 1896 году).
С 2009 года Спасо-Нерукотворного Образа кафедральный собор внесен в новый туристический маршрут «Храмы Павлоградщины». Это совместная культурно-историческая инициатива, которую разработали сотрудники городского историко-краеведческого музея совместно со священнослужителями Павлоградского церковного округа Днепропетровской епархии. Ее цель — знакомство жителей и гостей города с самыми прекрасными, значимыми и известными страницами истории и духовности Павлограда и Павлоградского района.
Маршрут включает в себя несколько действующих церквей Павлоградского района — каждая из них по-своему уникальна, а с некоторыми из них связаны удивительные истории. Городская автобусная экскурсия будет длиться три часа. За это время экскурсанты посетят наиболее известные духовные объекты. По мнению организаторов маршрута, наиболее значимое сооружение Павлограда — Спасо-Нерукотворного Образа кафедральный собор. Кроме того, заинтересуют туристов и верующих Свято-Успенский храм и Свято-Николаевский храм в селе Вязовок, а также мемориальный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, возведением которого верующие горожане утвердили память обо всех погибших на предприятиях города, а мозаичным изображением на восточной стене Покрова Пресвятой Богородицы — покров и заступничество всем ныне здравствующим работникам на предприятиях города. В промежутках между посещением храмов путешественников познакомят с историей города, особенностями его развития и застройки.
Новый туристический маршрут «Храмы Павлоградщины» охватывает почти 10 святых и памятных мест Западного Донбасса. Представители духовенства видят в нем возможность утверждения православных ценностей среди большего числа мирян. В свою очередь, сотрудники музея полагают, что экскурсии к православным святыням Павлоградщины — это еще один способ приобщения обывателя к родной истории и культуре.
На сегодняшний день клир соборного храма насчитывает три священнослужителя: настоятель — протоиерей Валентин Цешковский, протоиерей Алексей Латохин и диакон Антоний Ольшевский. Благодаря их активной деятельности и живому участию в жизни районного центра утверждается вера в сердцах людей и любовь к Православию.
Сейчас в Павлоградском благочинии открыт 31 храм. В Павлограде действуют 12 храмов и одна кладбищенская часовня (в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»). В городах и поселениях Павлоградского района их 18.
Все преобразования, происходящие в городе, удается осуществить благодаря взаимопониманию и совместным усилиям духовенства и городской власти. Немаловажную роль здесь сыграл авторитет и всеобщее уважение благочинного – протоиерея Валентина Цешковского. Его активная деятельность и живое участие в жизни города способствуют повышению доверия и любви к Православию в городе, и утверждается вера в сердцах людей. Поэтому хочется пожелать им дальнейшего благодатного процветания и непрестанной святой молитвы в храмах Павлограда.
sobor.in.ua

При использовании материалов сайта гиперссылка на pavlonews.info обязательна

No comments yet.

Имя (required)
E-mail (required - never shown publicly)
URI
Your Comment (уменьшить размер | увеличить размер) Вы можете использовать теги <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> в своих комментариях.

Архив

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Последние статьи

Последние комментарии